От Незнайки к Дориану Грею

«Книга, печатная или электронная, —
это источник знаний как для гуманитария,
так и для инженера в области нанотехнологий,
и научиться читать текст и подтекст —
очень важно для развития человека.
»

Светлана ГУСЕНКОВА — не совсем обычный учитель. Она преподаёт русский язык и литературу в школе № 4, где параллельно учит ребят журналистике. С её помощью к тайнам языка приобщаются и взрослые — на курсах, организованных областным фондом «Родное слово». Не случайно Светлана Леонидовна входит в «топ-50» лучших учителей Новосибирской области.

Через тернии к звёздам

— Светлана Леонидовна, с чего начинался ваш путь в профессию?

— Вопрос «кем быть?» для меня никогда не стоял — я из учительской династии: моя мама учитель истории, а до этого работала учителем начальных классов. Поэтому дома её всегда окружали дневники и тетради. К тому же я всегда любила читать и рассказывать что-то интересное — думала, что это интересно всем. Поэтому сразу после школы я и пошла в педагогический университет на факультет русского языка и литературы. И уже со второго курса начала работать. У моего брата в школе уволилась учительница по этим предметам, и директор сразу обратилась ко мне: выручай, мол, положение! Так я вернулась в школу, где училась с самого первого класса, уже учительницей и по сей день, 22 года, здесь и работаю. Свою профессию люблю — и, наверное, именно поэтому каждый год, преодолевая все трудности, я снова 1 сентября прихожу к ученикам.

— А в чём состоят эти трудности?

— Во-первых, не всегда цель, которую ставишь перед собой, оказывается достижимой, и результат не всегда совпадает с желаемым. Одно дело — наши представления о том, как учить детей, и совсем другое — как они пропускают наши уроки через себя и что у них получается в итоге. Порой не всегда удаётся добиться успеха с ними даже в самом элементарном: научить их грамотно писать, красиво, свободно и выразительно говорить. А ведь это и есть наша задача — учителей русского языка и литературы.

Во-вторых, дети читают очень мало и по-разному. Лишь небольшой процент читает хорошо и осмысленно — и нам, конечно, хочется этот процент повысить. Однако в школьной программе количества отведённых для чтения часов не хватает. Найти время негде.

В-третьих, не всегда находим взаимопонимание с родителями, чиновниками. Порой в полёте фантазии мы видим какой-то интересный проект, а на его реализацию нет ни денег, ни сил.

— Вы говорите, что дети читают мало — а что, тем не менее, они читают?

— В прошлом году мы проводили на эту тему социологический опрос. Выяснилось, что самые маленькие любят Николая Носова, дети постарше, начиная со среднего звена, интересуются фантастикой. Чем дети становятся старше, тем список их любимых авторов становится уже. Часто встречаются произведения, которые и произведениями-то в полном смысле не назовёшь — это скорее пересказы сюжетов компьютерных игр. Но параллельно дети интересуются и серьёзной литературой. Ученики 10—11 классов часто называют книги Оруэлла и «Портрет Дориана Грея» Уайлда.

— Это, конечно, классики, но классики зарубежные. А знают ли дети наших, сибирских авторов?

— А знаем ли их хорошо мы, взрослые? В школьной программе есть Шукшин, Распутин, Астафьев — и всё! Но кроме этого огромный пласт сибирской литературы представлен Дмитрием Пушкарёвым, Еленой Коронатовой, Анатолием Ивановым, его однофамильцем Григорием. Возьмите тот же «Вечный зов» — этот роман-эпопея из жизни сибирского края сопоставим с «Войной и миром» по масштабу охватываемых проблем, да и по объёму он ненамного меньше. Здесь, как и у Льва Толстого, есть любовь и предательство, подлость и мужество, семейные радости и проблемы. А с Михаилом Щукиным мы сотрудничаем тесно — с нами по соседству находится гуманитарно-просветительский клуб «Зажги свечу», в котором состоит Михаил Николаевич.

С книгой по жизни

— Есть ли какой-то универсальный способ приохотить детей к чтению?

— Способов и приёмов много, мы стараемся использовать разные. Проводим читательские конференции и конкурсы, сотрудничаем с разными социальными площадками.

Взаимодействие с фондом «Родное слово» играет здесь особую роль. Встречаясь с разными интересными людьми, слушая лекции, участвуя в семинарах и круглых столах, ребята воочию видят значимость книги и чтения вообще. Это не то же самое, что слушать хорошо знакомого, может, и надоевшего учителя русского, а добровольная форма, где они могут послушать разные мнения, высказаться сами.

Второй год мы участвуем в конкурсе чтения «Страница 16». По большому счёту, к огромному сожалению, из нашей культуры ушла традиция семейного чтения, но мы стараемся её возродить, приглашая родителей на открытые уроки в форме дискуссии, общения, беседы. Книга, печатная или электронная, — это источник знаний как для гуманитария, так и для инженера в области нанотехнологий, и научиться читать текст и подтекст — очень важно для развития человека.

— Что бы вы посоветовали родителям, которые хотят, чтобы их дети полюбили чтение?

— С детьми надо начинать читать с самого раннего возраста. Сейчас молодые родители часто дают детям для развлечения телефоны и другие гаджеты, а вместо них надо давать книгу.

Тогда ребёнок сам начнёт просить: «Мама, почитай!» Это и есть самая первая ступенька на пути к книге. Второй шаг — красиво и интересно оформленные семейные чтения. Особенно это полезно для семей, где растут девочки — им ведь нужна романтика. Организуйте семейный вечер при свечах, пусть за столом что-то почитают мама, папа или бабушка с дедушкой. Многие возразят, что им некогда читать после трёх работ. Это, конечно, понятно, но развивать ребёнка тоже очень важно!

Третий шаг — найти книгу, исходя из предпочтений ребёнка, и ненавязчиво её предлагать. Интересную именно вашему ребёнку книгу можно найти всегда — главное, знать, что ему будет интересно — книги о технике или каких-то исторических событиях.

Ещё одно правило — не заставлять дочитывать не понравившуюся книгу! Требование читать «от корки до корки» отбивает желание что-то читать для души. Может, ребёнок просто не дорос до этой книги, а через год или десять лет прочитает её запоем. Следование этим советам, как показывает опыт, даёт очень хорошие плоды.

И, конечно, дорогие родители, читайте сами! Читающие родители никогда не жалуются на то, что их ребёнок не хочет развиваться. А если мама с папой, ссылаясь на массу причин, не берут в руки книги — не возьмёт их и ребёнок, сказав: «Вы не читаете — и мне не надо!»

Учиться никогда не поздно

— Для чего русский язык надо учить взрослым? Ведь именно такие курсы — «Русский язык для взрослых» — и проводит фонд «Родное слово».

— Многим взрослым хочется восполнить свои пробелы в грамотности, вспомнить подзабытые знания с уроков русского. Для этого они и идут на наши курсы. К тому же там мы говорим не только о правилах орфографии и пунктуации. Мир языкознания гораздо шире — например, мы рассказываем о том, как возникло то или иное слово, в чём разница между прилагательными и причастиями, почему слово «гружёный» в одном случае пишется с одной н, а в другом — с двумя. Если школьник может пропустить эту информацию мимо ушей, то взрослый относится к этому совсем иначе.

Курс «Деловой русский язык», который ведут вузовские преподаватели, необходим людям для составления документов в официально-деловом стиле, где тоже много своих сложных законов. И ещё один замечательный проект — лекторий для юношества и взрослых, который проводится в областной библиотеке по четвергам, где читаются лекции о русской культуре, истории русской литературы.

— Как вы оцениваете уровень грамотности новосибирцев в целом?

— Он пока, к сожалению, оставляет желать лучшего. С одной стороны, у нас немало культурных людей, которые умеют говорить грамотно и красиво, но параллельно у огромного процента наших сограждан ненормативная лексика входит в повседневный словарный запас. Есть над чем работать и с точки зрения орфографии. На баннерах, распечатках, разных раздаточных материалах мы видим огромное количество ошибок. На их основе можно составить список более чем из 15 орфограмм, которыми люди, судя по всему, не владеют. С моими учениками, начиная с 8 класса, мы собираем «копилки» таких ошибок и учимся их редактировать.

Вместо эпилога

— Что вы сами читаете для души?

— Самые близкие мне по духу авторы — Стефан Цвейг и Антон Чехов. Иногда хочется почитать Мопассана. Одно время я зачитывалась Германом Гессе, меня просто потрясла его повесть «Степной волк».

— Какое напутствие вы обычно даёте своим ученикам, когда они приходят к вам на первый урок первого сентября?

— В первую очередь, радуюсь тому, что они подросли и шагнули на новую ступеньку лестницы знаний. Я говорю детям, что эта лестница может увести их вперёд, куда они пожелают, и подарит им массу новых открытий — так пусть эти открытия будут добрыми, светлыми, интересными и радостными. Когда открытия приносят радость — нам хочется, чтобы за ними следовали другие, такие же радостные, и мы не устаём идти по дороге жизни.

Виталий СОЛОВОВ
Фото Валерия ПАНОВА

 
 
Источник http://ведомостинсо.рф/articles/?article=47801&sec=release