Игры интеллектуалов

В последнюю субботу апреля город Новосибирск подвергся тотальной проверке грамотности. Все желающие могли зайти в пункт проведения акции и на свой страх и риск написать диктант повышенной сложности. Зачем? Чтобы выяснить, насколько грамотно они умеют писать.

Наш корреспондент тоже стал участником этого мероприятия.

Ликбез или не ликбез?

Бытует мнение, что тотальный диктант — своего рода ликвидация безграмотности XXI века. Это не совсем так, поскольку программа ликбеза была в сотни раз шире и глубже, чем проведение одной небольшой акции. Огромные по тем временам средства были потрачены на постройку школ, на бесплатное обучение миллионов людей — чтобы они могли хоть как-то читать, писать и правильно понимать определенные вещи. Это была великая программа, поскольку тотальную безграмотность действительно удалось устранить. По своим масштабам тотальный диктант пока не может сравниться с ликбезом, но это лишь вопрос времени.

В этом году акция охватила весь город — в ней участвовали НГУ, НГПУ, НГТУ, 11 школ и гимназий, областная научная библиотека, книжный магазин на Красном проспекте и даже администрация Новосибирской области. Было заранее ясно, что писать будут в основном студенты, преподаватели и представители интеллигенции — люди в целом достаточно грамотные. К сожалению, подобное мероприятие малоинтересно представителям рабочего класса и менеджерам среднего звена — в субботу они отдыхают после убийственной рабочей недели. Поэтому выявить уровень грамотности всего населения не получилось — даже несмотря на масштабность проекта.

Автор этого материала писал тотальный диктант в самом центре академической науки — в Новосибирском государственном университете. В двух крупнейших аудиториях — Будкеровской и Мальцевской — было занято 120 процентов мест. Понятно, что в НГУ диктант всегда соберет достаточное количество людей. Но в этот раз — дабы обеспечить просто космический аншлаг — в качестве дикторов пригласили некогда популярных радиошоуменов, а ныне телеведущих на канале «ОТС» Алексея Данилова и Алексея Туманова. В результате перед началом мероприятия у Будкеровской аудитории было не протолкнуться. В течение сорока минут пришедшие рассаживались по местам, а организаторы раздавали бланки и продавали ручки с логотипом диктанта. В это время прославленный Алексей Данилов внимательно изучал текст, который ему предстояло диктовать, а ваш покорный слуга проводил блиц-опрос участников. В ответ на вопрос «Зачем вы пришли на диктант?» люди разного возраста отвечали: «Чтобы узнать, насколько я грамотен!» На следующий вопрос «Что вы будете делать, если напишете диктант не слишком хорошо?» люди смущенно говорили: «Ну… буду знать, насколько я неграмотен!» Примечательно, что садиться за учебники по русскому языку в случае неудачи никто не собирался.

Все же не ликбез
Когда все наконец-то уселись, члены оргкомитета диктанта Дарья Жданова и кандидат филологических наук Наталья Борисовна Кошкарева вкратце рассказали об истории мероприятия и напомнили о простейших синтаксических правилах. После этой необходимой процедуры началось священнодействие тотального диктанта.

Профессиональный ведущий г-н Данилов выступил в роли диктора хуже, чем можно было ожидать. Конечно, он читал текст громко и четко, с отработанными дикторскими интонациями. Но поскольку г-н Данилов — шоумен, то он постоянно вставлял различные шуточки и время от времени произносил текст не совсем так, как написано на бумаге. Разумеется, он тут же извинялся и поправлялся, но многие успевали записать неверную фразу. Например, ваш покорный слуга из-за неточности г-на Данилова начал писать предложение не с нового абзаца, а в продолжение предыдущего. Засчитали ли это за ошибку — одному богу известно.

Сорок минут диктанта прошли в напряжении, повышенном внимании к речи диктора и постоянном выборе между запятой, тире и двоеточием. Отличительной чертой всех тотальных диктантов являются гипертрофированно сложные тексты. В предыдущие годы участникам читали фрагменты произведений классиков — Толстого и Чехова. Толстой писал предложения длиной в целую страницу, но в современной прессе или литературе такие случаи — большая редкость. В подобных предложениях легко запутаться и самому автору, и тем более читателю, особенно если он пишет это предложение под диктовку. На сей раз организаторы решили пригласить к сотрудничеству знаменитого современного писателя Бориса Стругацкого. Поначалу Борис Натанович наотрез отказался что-либо писать, заявив, что диктанты ненавидит еще со школы. После долгих уговоров мэтр отечественной фантастики все-таки прислал небольшое эссе о судьбе русского языка. Увы, но по этому тексту видно, что он написан по заказу и для конкретного мероприятия. Ни в одном из произведений Стругацких нет такого сложного синтаксиса — их стиль всегда отличался легкостью и изяществом метафор, что и обеспечило им народную любовь. Мини-эссе Бориса Натановича не только сложно для восприятия, но и достаточно банально в художественном плане — вплоть до сравнения языка со старым вином. На мой взгляд, лучше писать под диктовку произведения классиков — опять же для того, чтобы люди тянулись к культуре и грамотности.

Примечательно, что первый абзац текста уже был набран на фирменных бланках — участникам нужно было расставить гласные в сложных словах, вставить знаки препинания и т.д. Ошибки в этом абзаце не учитывались, и после завершения диктанта Наталья Борисовна Кошкарева провела его комплексный разбор — разумный шаг к настоящему ликбезу.

Тотальный диктант или глас народа?
Итак, тотальный диктант — скорее развлечение для интеллигенции, чем серьезное социологическое исследование. Нечто вроде программы «Кто хочет стать миллионером?», где на вопросы отвечают и поп-звезды, и менеджеры, и доктора наук. Причем совсем не факт, что певица ответит хуже научного светила — зачастую бывает как раз наоборот. И это не ставит их на один интеллектуальный уровень — просто у звезд и вопросы проще, и под софитами им сидеть привычнее. Если профессор филологии напишет диктант на тройку, его не лишат степени и не заставят сдавать экзамен по русскому языку. Получается, что тотальный диктант — просто интересное мероприятие для интеллектуалов.

Тем не менее проверить грамотность населения можно и похожим на тотальный диктант способом. Пусть люди напишут сочинение на заданную тему — объемом не менее двух тетрадных листов. Времени на работу — полтора часа. Тема — общественно-политического характера, например, «Роль и место России в мире», чтобы любой интеллектуально развитый человек смог сказать по ней несколько десятков слов. Пусть люди опишут свои мысли своими словами — тогда и станет ясно, кто и сколько ошибок допускает. Подобной акцией можно убить двух зайцев — действительно выявить уровень грамотности народа и выяснить его мнение относительно своей страны. Можно возразить, что для русского человека нет более трудной задачи, чем связно выражать свои мысли. Однако традиционные разговоры на кухне уверяют в обратном: в каждом россиянине живет настоящий оратор! Что же касается диктантов… Напомню, что даже великий Борис Стругацкий относится к ним весьма и весьма прохладно.

 

Павел КРАСИН. Студент НГУ

«Советская Сибирь». Выпуск № 82 от 06. 05. 10