Врожденной грамотности не бывает
Почему наша речь становится все более бедной
В этом году Тотальный диктант, который раньше проводился в стенах НГУ, стал действительно массовым — добровольную проверку на грамотность в Новосибирске прошло около 2,5 тыс. человек. В вагонах метро появились листовки «Говорите по-русски правильно!», на них приведены примеры верного произношения и ударения в словах. А все любители словесности получили возможность послушать открытые лекции, которые читают известные филологи и лингвисты. Все это — инициативы Новосибирского областного фонда сохранения и развития русского языка «Родное слово».
Почему наш язык нужно особым образом сохранять? Правда ли, что с каждым годом уровень грамотности падает? Об этом мы беседуем с директором фонда Людмилой Монаховой.
Начнем объясняться на пальцах?
—Людмила Аркадьевна, почему фонд назван именно так: «сохранения и развития»? Мы теряем наш язык?
—Язык всегда отображал и отображает процессы, происходящие в обществе. Что мы видим сегодня? Технический прогресс начинает превалировать, диктовать свои языковые нормы. Речь становится более бедной, деградирует. Вот простой пример. Недавно я невольно обратила внимание на плакат; вывешенный в метро: «Я (далее изображено сердце) НСК». Зачем писать фразу «Я люблю Новосибирск» языком эсэмэс? Зачем заменять слова символами, сокращать название города? В коротком сообщении, посланном с телефона, это оправдано. Но когда подобные тенденции появляются в обычной речи (что сейчас можно заметить сплошь и рядом) — это не может не настораживать. С таким общением, как в наши дни — по смс, по электронной почте — мы скоро начнем объясняться на пальцах. Мы утрачиваем культуру устной речи, утрачиваем понимание уместности/неуместности высказывания. И здесь тоже заметную роль играют новью технологии. Возьмем, к примеру популярные в сети Интернет живые журналы. По сути в них выставлены на всеобщее обозрение личные, дневниковые записи. Там и слеш, и нецензурные выражения. И это становится достоянием общественности. Но нужно же помнить о том, что вы влияете своей речью, устной или письменной, на читающего. Человек воспринимает не только информацию, но и стиль подачи. Поэтому необходимо быть очень аккуратными и понимать, насколько уместна в той или иной ситуации ваша манера говорить. Тем более что хорошую, грамотную речь мы слышим все реже и реже.
—Неуместного сейчас действительно много. Посмотреть хотя бы на названия магазинов. На остановке Сухой лог, например, много лет существует продуктовый магазинчик «Фобос», что переводится как «страх»...
—Согласна. Сочетания слов тоже удивительные встречаются. Все, что угодно, сейчас соединяют, даже то, что в принципе соединять нельзя. «Миры сантехники», «Авеню сумок» — что хотят сказать этими названиями? В язык хлынуло огромное количество заимствований. Иногда с учетом наших реалий их употребление вызывает комический эффект Зимой я спускалась в метро, и передо мной шла такая настоящая русская женщина, кровь с молоком. С метлой и лопатой, по всей видимости, дворник. На спине ее униформы написано — «клининговая компания». Интересно, знает ли женщина, в какой компании работает? А ведь это просто организация по уборке территорий!
Компьютер поправит
—У нас не только стилистика, у нас и правописание хромает на обе ноги...
—Действительно. Возьмем хотя бы данные Тотального диктанта. В этом году мы сделали это мероприятие открытым, организовали семнадцать площадок в городе. Они, кстати, не смогли вместить всех желающих. Интерес у людей есть, и это прекрасно. Но результаты... Около половины — двойки. И знаете, на что жаловались люди? Трудно писать от руки! Настолько мы уже привыкли к клавиатуре компьютера. А ведь сам процесс письма включает механизм грамотности. Вот в Южной Корее, я слышала, обсуждается вопрос о том, чтобы исключить уроки письма из школьной программы. Надеюсь, у нас до этого не дойдет. Школьники и так уже слишком привыкли полагаться на компьютер: он поправит.
К сожалению, ошибки встречаются сегодня на каждом шагу. Недавно была в Пенсионном фонде. На двери кабинета объявление: «Проходите пожалуйста по одному ». Без единого знака препинания! Очередь в коридоре большая— неудобно исправлять, и все же не выдержала: достала карандаш, поставила запятые и восклицательный знак.
—Правда ли, что у некоторых людей есть так называемая врожденная грамотность?
—Убеждена, что нет. Если ребенок грамотно пишет и говорит, это заслуга только его родителей, они его так научили. Значит, в этой семье живет ее Величество книга. Я мечтаю о том, чтобы подготовить специальный курс для молодых родителей и рассказать им, как важно постоянно общаться со своими детьми. Ведь оттого, как и о чем говорят родители между собой или с малышом, зависит формирование внутреннего мира ребенка, его восприятие окружающего мира. Раньше, еще в советское время, психологи отмечали, что родители в среднем тратят 20—25 минут ежедневно на воспитание ребенка и общение с ним. А сегодня даже этого времени нет. «Эсэмэсочный мир» накладывает отпечаток на манеру общения людей. Ребенок из школы скидывает сообщение маме, она отвечает ему тем же. Папа постоянно общается по сотовому: отрывистые фразы, определенная лексика. Как маленькому человеку узнать о том, что русский язык — богатейший и разнообразнейший инструмент общения?
Как сказать правильно
—Люди задумываются о том, как важно хранить языковые традиции?
—Думаю, да. Весной я рассказывала о проекте «Уроки русского» на межрегиональной конференции руководителей общественных организаций регионов. До меня к микрофону выходили люди, которые рассказывали о своей деятельности: защите Байкала, поддержке малоимущих семей, даже юридической поддержке заключенных. Я сидела и думала: «Столько важных проблем, а я пришла с вопросом сохранения и укрепления русского языка». Как же я была удивлена, когда после моего выступления присутствующие начали аплодировать, задавать вопросы. В перерыве участники конференции подходили ко мне, благодарили за то, что делает фонд, и отмечали, что дело защиты и поддержки русского языка — одно из важнейших сегодня.
—Что делать нам, обычным новосибирцам, чтобы сохранить родной язык?
Почаще задумываться о правильном речевом поведении: что, как и где мы говорим, насколько это уместно и красиво, насколько много в нашей речи синонимов, антонимов ит. д. Необходимо помнить, что речь — это визитная карточка человека. Это и есть главное, что поможет сохранить наш родной язык. Также я надеюсь, что воплотится в жизнь еще одна моя мечта— создать оперативную телефонную службу русского языка «Как сказать правильно?» У людей должна быть возможность задать специалистам свои вопросы, связанные с русским языком. В Москве подобная услуга раньше существовала. Сейчас такие службы есть в Омске, в Волгограде и Ярославле. Говорят, что они пользуются огромным спросом, причем звонят туда не только жители названных городов, но и жители области, других регионов России и даже зарубежья. Я думаю, в нашем городе эта служба будет очень востребованной. Но пока, к сожалению, идея работы справочной службы русского языка в таком большом, динамично развивающемся городе, который считается культурной столицей Сибири, не нашла поддержки ни у власти, ни у бизнесменов.
Анна Морева, "Аргументы и факты на Оби", №36, 2010г.
Фото Светланы Горскиной