Владимир Иванович Даль
Имя Владимира Ивановича Даля занимает уникальное место в нашей культуре. Совершённый им, не русским по крови, но глубоко русским по душе человеком, подвиг во имя России нами, потомками, почти не оценён. Только в последние десятилетия появились переиздания «Словаря», вышло собрание сочинений, а в связи с 200-летним юбилеем Даля проведены научные конференции, посвященные его имени. Благодаря усилиям учёных Петрозаводского университета в Интернете появилась полная версия дореволюционного издания произведений Даля.
Даль был человек во многих отношениях замечательный. В предисловии к восьмитомнику Даля В.Я.Дерягин так пишет о нём: «...заслуживает внимания даже один лишь жизненный путь блестящего морского офицера, вошедшего в историю медицины военного хирурга, офтальмолога и гомеопата, выдающегося государственного деятеля, избранного в Академию Наук по физико-математическому отделению учёного-естествоиспытателя, замечательного филолога, автора первой в науке классификации наречий русского языка, одного из основателей Русского географического общества...»2.
Владимир Иванович Даль родился в 1801 году в местечке Лугань Екатеринославской губернии.
После окончания Морского корпуса в марте 1819 года по дороге из Петербурга в Николаев Даль услышал от новгородского ямщика то самое слово «замолаживает», с которого и начался пятидесятилетний труд по собиранию великого детища всей жизни «Толкового словаря живого великорусского языка».
На флоте Даль прослужил недолго; получив отставку, он отправился в Дерпт, где жили его овдовевшая мать и брат, и поступил на медицинский факультет Дерптского университета. Здесь в журнале А.Ф. Воейкова «Славянин» Даль опубликовал свои первые произведения.
Диплом доктора медицины Даль получил, когда началась турецкая война. Его сразу же отправили в действующую армию.
После войны Даль участвовал как врач в борьбе с эпидемией холеры, а впоследствии служил в военно-сухопутном госпитале в Петербурге и стал медицинской знаменитостью. В это время Даль общался с писателями Антоном Погорельским (А.А.Перовским), В.А.Жуковским, А.А. Дельвигом, Н.В.Гоголем, И.А.Крыловым, В.Ф.Одоевским, Н.А.Полевым. Во время службы в Оренбургском крае в 1833 году он несколько дней провёл с А.С.Пушкиным, сопровождая его по местам пугачёвского бунта. Во время поездки в Бердскую слободу Даль услышал от поэтасказку «О Георгии храбром и волке», которую и записал впоследствии. В конце 1836 года Даль оказался в Петербурге и, узнав о ранении Пушкина, неотлучно дежурил у его постели до самой кончины поэта. В своих воспоминаниях он описал последние минуты жизни и смерть «солнца русской поэзии». В память о поэте Даль получил его талисман — перстень с изумрудом и его «выползину» — сюртук с дырою от пули Дантеса в правой поле.
Даль подолгу служил в Оренбургском крае в качестве чиновника по особым поручениям при губернаторе, в Нижнем Новгороде — в качестве управляющего удельной конторой, в Департаменте уделов. Во всё время службы, и военной и гражданской, в качестве и врача и чиновника, во время пребывания в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Оренбурге, Новороссии, на Кавказе, на Балканах, в Молдавии, на Украине, в Белоруссии, Польше, на Балтике, в Прикаспийских степях, Средней Азии — везде, куда бросала его прихотливая судьба, Даль писал, работал над своим Словарём.
Описывая быт и нравы разных народов России, Азии, Европы, Даль не принижал достоинство ни одного из них. Он сделал свои сказки, повести, очерки и рассказы «поэтической этнографией». В.Г.Белинский писал: «Г-н Даль — это живая статистика живого русского народонаселения» . Основную причину порчи народных нравов, а отсюда и беды народные, «Даль видел в бездумном заимствовании, в разрушении исторической традиции»6. Даль писал: «Из опыта известно, что поспешная переимчивость чужих нравов и обычаев, а с тем вместе неминуемое глубокое презрение своего родного быта, всегда влечёт за собой растление нравов, или, что одно и то же — безнравственность. <...> Торопитесь учиться, а не торопитесь перенимать». Не нужно говорить, насколько актуально звучит этот призыв мудреца Даля сейчас, когда мы стремимся всё перенимать у «благословенных» Америки и Европы.
Начало писательской известности Даля связано с изданием его знаменитых сказок, «первый пяток» которых появился в 1832 году под псевдонимом Казак Луганский. Далеко не всем землякам автора была ясна причина его обращения к сказке. Даже Белинский поначалу недоумевал: зачем писать сказки, если их не будет читать образованное общество, а народ не прочитает по причине безграмотности? Кто же их прочитает? Но Белинский сам нашёл ответ на свой вопрос: «Он так глубоко проник в склад ума русского человека, до того овладел его языком, что сказки его — настоящие русские сказки...».
Нередко используя в сказках «бродячие сюжеты», Даль не боится построить действие на историческом предании, прибегнуть к литературным аллюзиям и реминисценциям. В этом отношении особенно интересна третья сказка из «первого пятка». Герои её — три богатыря-близнеца, претерпевающие чисто сказочные приключения, но в конце сказки оказывающиеся Рюриком, Синавом и Трувором, которые пришли к славянам и приняли княжение на их землях.
«Первый пяток» сказок Даля встречен был восторженно всеми лучшими писателями того времени, «особенно Пушкин был от них в восхищении. Под влиянием первого пятка сказок Казака Луганского он написал лучшую свою сказку — О рыбаке и золотой рыбке и подарил Владимиру Ивановичу её в рукописи с надписью: "Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому, сказочник Александр Пушкин"», — пишет Мельников-Печерский7. За простой слог в сказках, за «насмешки над правительством и жалобы на горестное положение солдата и пр.» Даль был арестован. Его скоро освободили, видимо, по причине воинских заслуг, но, будучи честным и прямым человеком, он и впоследствии не раз вступал в конфликт с начальством, с цензурой. Они не принимали глубокую и сердечную любовь Даля к народу и его бескомпромиссную совестливость. Однако разного рода наказания и преследования не вразумляли правдолюбца: во всех своих произведениях он говорит на языке простого народа, обличает тех, кто живёт за его счёт.
Белинский определил и главное достоинство всех произведений Даля — это их народность: «К особенностям его любви к Руси принадлежит то, что он любит её в корню, в самом стержне, основании её, ибо он любит простого русского человека, на обиходном языке нашем называемого крестьянином и мужиком. И — боже мой! — как хорошо он знает его натуру! Он умеет мыслить его головою, видеть его глазами, говорить его языком».
«Исключительная» народность произведений Даля определялась многими факторами. Даль умел прекрасно общаться с народом. В своих воспоминаниях о нём А.Мельников-Печерский пишет: «И как любил народ ласкового, всегда справедливого, а в случае надобности и строгого управляющего! Его слова для крестьян были законом не ради страха, но ради любви и доверия. Крестьяне верить не хотели, чтобы Даль был не природный русский человек: "Он ровно в деревне взрос, на палатях вскормлен, на печи вспоен"»".
Блестящим итогом жизни и деятельности Даля становится издание сборника «Пословицы русского народа» (1862) и «Словаря живого великорусского языка» (1867). Биографы писателя считают, что «судьба Даля в литературе в некотором смысле трагична: ради словаря он пожертвовал призванием писателя»23. Работу над Словарём Даль закончил после того, как поселился в Москве, на Пресне. Это потребовало от стареющего автора огромных усилий. Мельников-Печерский пишет о том, что Словарь был «напечатан шестью разными наборами не в абзацах, а в строку. Кто хоть несколько знаком с типографским делом, тот поймёт, какой труд, какое внимание надо было употребить для проверки такого набора. Даль держал до четырнадцати корректур трёхсот тридцати листов своего труда: в словаре малейшая опечатка не должна иметь места...»24. Издание Словаря требовало больших денег и было осуществлено только благодаря тому, что сам император Александр IIпринял расходы на свой счёт.
Содержание Словаря, как и содержание «Пословиц...», вызвало разные толки и нарекания со стороны учёных-филологов. А.Н. Пыпин заподозрил существование в нём слов, сочинённых автором, и потребовал, чтобы у каждого слова был свой адрес, то есть обозначено место проживания и имя человека, от которого слово было услышано. Такие подозрения глубоко задевали Даля, ставили под сомнение его честное имя. Отвечая Пыпину, Даль писал о том, что осуществить требуемое невозможно: Словарь собирался несколько десятилетий и, «кроме нравственной поруки, другой нет...». Большинством учёных и образованных людей Словарь был высоко оценён. За него Даль получил премии и награды от разных научных обществ, его избрали в почётные члены Академии Наук.
Даль неутомимо трудился до самого конца своих дней. Он был мастером на все руки, за что бы ни брался, всё ему удавалось. В его доме на Пресне была мастерская, где после утомительного сидения за письменным столом Даль работал у токарного и столярного станков. Всю свою жизнь он считал, что «надо зацеплять всякое знание, какое встретится на пути». В последние годы жизни Даль, обеспокоенный тем, что будет читать русский народ, когда научится грамоте, занимался переложением Моисеева Пятикнижия применительно к понятиям простонародья.
Все труды Даля были вдохновлены идеей служения русскому народу, который он почитал имеющим «в себе ангельскую душу». «Сколько я ни знаю, нет добрее нашего русского народа и нет его правдивее, если только обращаться с ним правдиво. А отчего это? Оттого, что он православный... Поверьте мне, что Россия погибнет только тогда, когда иссякнет в ней православие», — писал Даль. Он умер в 1872 году с сознанием честно и до конца исполненного долга. Приняв крещение, Даль говорил: «Я всю жизнь искал истины и теперь нашёл её».
ЕРМОЛАЕВА Нина Леонидовна — доцент кафедры русской словесности и культурологии Ивановского государственного университета
Статья дана с сокращениями.
Полностью статья опубликована в журнале «Литература в школе», №9, 2010год
ПРИМЕЧАНИЯ
' См. сайт: http://www.karelia.ru/dahl/html/texts.htm
2ДЕРЯГИН В. Предисловие // Даль В.И.
Поли. собр. соч.: В 8 т. - М„ 1995. - Т. 1. - С. VIII.
3Цит. по: Владимир Иванович Даль: Критико-биографический очерк П.И. Мельникова (Андрея Печерского) // Даль В.И. Поли. собр. соч.: В 8 т. — Т. 1. — С. XXVI-LXXV
4Там же. - С. XXIX.
5БЕЛИНСКИЙ ВТ. Собр. соч.: В 9 т. -М., 1976—1982. Здесь и далее сочинения Белинского цитируются по этому изданию с указанием в скобках тома и страницы.
6ДЕРЯГИН В. Предисловие // Даль В.И. Поли. собр. соч.: В 8 т. — Т. 1. — С. X.
7Владимир Иванович Даль: Критико-биографический очерк П.И.Мельникова (Андрея Печерского). - С. XXXVII.
8Там же. - С. XXXVI-XXXVII.
9ТУРГЕНЕВ И.С. Поли. собр. соч.: В 30 т. - Соч. - М., 1978. - Т. 1. - С. 278.
10Там же. — С. 279.
11Владимир Иванович Даль: Критико-биографический очерк П.И.Мельникова (Андрея Печерского). — С. LIV. В тексте сохранена орфография источника.
12Там же. - С. LXXIV.
13ТАРАСОВ К.Г.Пасхальные мотивы в творчестве В.И.Даля // Евангельский текст в русской литературе XVIII—XIXвеков. Цитата, реминисценция, мотив, жанр. — Петрозаводск, 1998. — С. 297.
14ТУРГЕНЕВ И.С. Поли. собр. соч.: В 30 т. - Соч. - Т. 1. - С. 278.
15МАНН Ю.В. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. — М., 1969. — С. 269.
16НЕПОМНЯЩИЙ B.C. «На перепутье...»: «Евгений Онегин» в духовной биографии Пушкина. Опыт анализа второй главы //
Московский пушкинист. — 1995. — № 1. — С. 22, 23-24.
17ГУКОВСКИЙ Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. — М., 1957. — С. 148, 149, 152.
18Соборное послание святого апостола Иакова // Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. — М„ 2002. — С. 1207.
19См. об этом: МАНН Ю.В. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. — С. 275.
20 Хотелось бы заметить здесь, что когда В.И.Кулешов говорит о том, что сюжет у Даля «не клеился», «повести и рассказы... рассыпались на отдельные сцены» (Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе XIXвека. — М., 1965. — С. 102), он обнаруживает не вполне верное понимание принципов сюжетостроения в произведениях писателя.
21Пословицы русского народа: Сборник В. Даля: В 2 т. - М„ 1984. - Т. 1. - С. 24.
22МАЙКОВ В.Н. Литературная критика. — Л., 1985. - С. 181.
23БЕССАРАБ М. Владимир Даль. -М., 1968. - С. 165.
24Владимир Иванович Даль: Критико-биографический очерк П.И.Мельникова (Андрея Печерского). — С. LIX.