«Русский язык и Интернет»
20 декабря в 18.30 в конференц-зале НГОНБ состоялась лекция: «Русский язык и Интернет», которую прочла Галина Михайловна Мандрикова – доктор филологических наук, заведующая кафедрой филологии НГТУ.
Интернет – это огромные виртуальные просторы, с помощью которых можно заниматься практически любой деятельностью - писать доклады, общаться с друзьями, организовывать мероприятия, слушать музыку и читать книги. А также, Интернет сегодня – это особенная субкультура, в которой есть своя иерархия, свой фольклор, своя литература и свой этикет.
И, конечно же, Интернет вырабатывает свой язык, с которым мы не всегда хотим мириться, но который все же нужно изучать. Много разговоров сейчас идет о том, как Интернет влияет на русский язык. Существует две точки зрения, что в итоге происходит с русским языком в этой среде: язык гибнет и язык меняется, как и мир вокруг нас.
Сейчас, в условиях электронной переписки, русский литературный язык заменяется языком СМС. Появляются новые способы сделать письменную разговорную речь (новый вид речи!) выразительной. Например, смайлики. Также имеют место быть игры со словами, молодежный арго, заимствования из разговорной речи, игровая фонетизация письма. Примерами этого могут служить выражения: «мне нравица», «эт хорошо», «пазитифф», «аська», «железка» и другие. Люди специально искажают норму.
В Интернет-языке хорошо развито словообразование, с помощью заимствований появляются, например, такие слова: кликнуть, флудить, GIF-анимация, браузер.
В устной речи мы следим за тем, что говорим, в Интернете же можно спрятаться за ником. Эта, как таковая, «безнаказанность» позволяет пользователям Интернета говорить что угодно и как угодно. В сети появляются так называемые «тролли» – люди-провокаторы, которые «выбрасывают» в сеть информацию (чаще негативную) и смотрят на реакцию других пользователей.
Галина Михайловна подытожила: субкультура Интернет только развивается, идет проверка реакции общества и это тоже, своего род, провокация. Со временем, мода на Интернет-язык пройдет, поэтому особого повода для беспокойства о судьбе русского языка нет.