Я русский бы выучил. Только за что?
Плюсы и минусы ЕГЭ
«Теперь студенты, как правило, очень плохо говорят и очень плохо пишут. Система школьного образования и ЕГЭ абсолютно не стимулирует детей к тому, чтобы они учились говорить или писать», - считает председатель Комитета по образованию Государственной думы РФ Вячеслав Никонов. Он видит большую проблему в преподавании русского языка в школах. Эта проблема, по его словам, хорошо иллюстрируется именно в общении со студентами. Никонов отметил, что удручающая тенденция видна даже из конкурса «Слово за нами», проводимого фондом «Русский мир» в этом году. «С большим удовлетворением, но и с большой тревогой обратил внимание, что сочинения и эссе, которые к нам пришли из-за пределов Российской Федерации, написаны лучше, чем написанные в нашей стране. То есть люди за пределами России лучше знают язык, чем наша молодежь. Это большая беда», - сокрушается Никонов.
Президент международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, президент СПбГУ, председатель Попечительского совета фонда «Русский мир» Людмила Вербицкая подчеркнула, что сейчас много «прекрасных студентов» приезжает из регионов благодаря ЕГЭ. «Новых ломоносовых можем получить из разных регионов нашей страны», - отметила она. По ее словам, в настоящее время в среднем по университету 63% иногородних студентов, а на филологическом - и вовсе 70%.
По мнению Никонова, при всех плюсах ЕГЭ, включая возможность детям из глубинки получить шанс учиться в большом городе, в целом «ЕГЭ дестимулирует изучение большого количества предметов». По его словам, нынешняя система, предполагающая только два обязательных экзамена - неправильная. В 11 классе из 11-ти предметов сдают только два, а это значит, что остальные 9 школьники праактически не изучают.
Учим говорить и писать
«Также отсутствует такой компонент, как сочинение. Небольшое эссе, которое приходится писать в ЕГЭ по русскому языку, ни в коей мере не сравнимо с тем, что писали дети раньше. Очевидно, что надо возвращать сочинение. Этот вопрос очень активно обсуждаем в Комитете по образованию, с Министерством образования», - рассказал Никонов.
При этом, по его словам, знающие ситуацию в школах специалисты говорят, что, если прямо сейчас будет принято решение о введении сочинения как экзамена в 2015 году, его никто не напишет. «Дети, которые сейчас в 9 классе, не смогут написать. Некоторые говорят, что даже изложение не смогут написать», - опасается Вячеслав Никонов.
Что касается проблемы с устной речью, как рассказал Никонов, уже есть «согласие Министерства образования и Рособрнадзора ввести устный компонент экзамена». Чтобы избежать субъективизма, такой экзамен будет записываться и проверяться в другом субъекте федерации. «Это заставит детей задумываться о том, как и что они говорят», - уверен Никонов.
По мнению Людмилы Вербицкой, раньше было выше и качество преподавания. «Помню уроки своих учителей как настоящие спектакли, которые давали возможность запомнить сложный лингвистический материал. Так, например, в 5 классе наша учительница Алевтина Владимировна вбегала в класс и кричала: «Уж замуж невтерпеж!». С тех пор мы на всю жизнь запомнили, что никакого мягкого знака здесь не нужно. Таких примеров можно привести много», - рассказала Вербицкая. Сегодня, по ее словам, не больше 10% выпускников педагогических вузов идут преподавать в школы.
Также президент СПбГУ подчеркнула, что в стране все еще нет настоящего хорошего учебника XXI века русского языка. «Пять лет назад я проанализировала около 70 учебников русского, по которым работают российские школы. Некоторые вообще не понятно как попали в школы!», - заявила она.
Вербицкая выразила надежду, что в будущем году Санкт-Петербургский университет закончит работать над соответствующей всем стандартам линейкой учебников для 1-11 классов.
А пока, как заметила Вербицкая, учебник 1934 года, написанный академиком Львом Владимировичем Шербой, до сих пор остается лучшим из всех. Правда, его нельзя вернуть в школы, поскольку, как пояснила Вербицкая, пришлось бы переделывать весь иллюстративный материал, включающий в себя такие понятия как колхозы, партсобрания и т.д.
Do you speak russian?
Между тем, Вячеслав Никонов подчеркнул, что фонд «Русский мир» уже седьмой год работает над продвижением русского языка. Согласно проведенному исследованию, в Болгарии русский язык в этом году вышел на первое место по числу изучающих его школьников, обогнав английский. И это при том, что в 1990-е годы русский язык был в этой стране на 14-м месте. «Это всеобщая тенденция. Интерес к русскому языку растет», - заявил Никонов.
Еще один опрос был проведен в странах бывшего Советского Союза. Родителям задавали вопрос: «Хотели бы вы, чтобы ваши дети учили русский язык?». «Знаем, что в 1990-е годы многие «бежали» от русского языка. А теперь самый лучший показатель по результатам опроса был в Грузии - 92%. Значит, у русского языка есть будущее», - отметил он.
По словам Никонова, число людей в странах Евросоюза, которые говорят на русском, составляет 6% населения. «Это столько же, сколько и испанцев в Европе», - заявил Никонов. Начался рост интереса к русскому языку в Китае. В Польше в 1990-е русский язык был на 16 месте, а сейчас уступает английскому и немецкому.
Никонов подчеркнул, что для русского языка в целом очевидна «L»-образная тенденция развития: резкое падение, затем «плато» и потом небольшой рост.
«Обижаемся на гастарбайтеров, которые приезжают в нашу страну. Но нельзя не заметить, что значительную часть зарабатываемых средств они тратят на репетиторов русского языка для своих детей. Также гастарбайтеры стимулируют сохранение и продвижение русского языка в своих странах», - подчеркнул Никонов. В связи с этим Вербицкая отметила, что в целом ряде школ России сложилась нерадостная ситуация: детей, являющихся носителями русского языка, меньше, чем детей мигрантов.
По словам главы думского Комитета по образованию, тенденция сокращения числа знающих русский язык наблюдалась только в первые десятилетия после распада Советского союза. За это время число говорящих на русском сократилось на 50 млн человек. На сегодняшний день 160 млн человек считают русский язык своим родным, а сколько человек его знает, сложно подсчитать.
Как рассказал исполнительный директор фонда «Русский мир» Петр Скороспелов, фондом разработано несколько программ по пропаганде русского языка в мире. Так, программа на Украине направлена на всю вертикаль образования - от детского сада до вуза. Также большую программу фонд начинает реализовывать в Китайской Народной Республике. Одним из ее элементов будет участие в переподготовке китайских преподавателей-русистов. А в рамках разрабатываемой правительством РФ программы дополнительных мер по продвижению русского языка за рубежом фонд «Русский мир» планирует заняться системной поддержкой русских школ за рубежом.
«Если говорить о кардинальном решении проблемы, значит, нужно продвигать русский язык в национальной системе образования. В Киеве точно не осталось ни одного русскоязычного детского сада. 20 лет назад в Киеве было 256 русскоязычных школ (именно русских школ, а не таких, где преподают русский), а сегодня их не больше пяти», - посетовал Никонов.
Удалось, по его словам, договориться с президентом Армении, что знание русского языка будет обязательным условием для поступления в вузы. Это поменяло ситуацию -появились русские классы. Потом русский язык сделали обязательным для первокурсников и второкурсников. В Киргизии проблема в том, что нет денег на учителей русского языка и нет учебников, удовлетворяющих спрос.
«Никакие наши усилия не помогут, если в самих странах не будет понимания необходимости изучения языка», - резюмировал Вячеслав Никонов.
Инга Слажинскайте
Источник http://www.baltinfo.ru/2013/11/03/Ya-russkii-by-vyuchil-Tolko-za-chto-38...