Копилка, разбитая вдребезги

Из раздела:
Впереди меня по тротуару идут мама с малышом лет пяти. Мальчик протягивает руку в варежке маме: «Снежинка, снежинка, а она…» Молодая мама останавливается на секунду, но только чтоб отчитать: «Ты видишь, я разговариваю по телефону…» И ребенок замолкает, идет, поворачивая варежку так и эдак, любуясь чем-то, видимым только ему, а у меня холодок на сердце: трудно ли родительнице было ответить хотя бы что-то нейтральное: «Да, красивая…» Малыш познает мир, ему хочется поделиться или задать вопрос, а у нас, взрослых, нет времени или желания поговорить с ним — узнаваемая ситуация.

Мы считаем, что это можно сделать потом. А если потом будет поздно?

Что стоит, пока он маленький, быть предельно внимательным к его спонтанному порыву пообщаться. Не стоя у плиты спиной к нему или сидя у телевизора, а глядя глаза в глаза поговорить с самым дорогим человеком, своим ребенком, о том, что его в данный момент волнует. В раннем возрасте таким образом мы помогаем детям решать детские проблемы — прежде всего в сфере чувств.

Важно в такой момент дать ребенку выговориться и показать, что вы услышали его, отреагировали на его проблему не очередным нравоучением, а элементарным сигналом сочувствия, высказыванием: «Я понял тебя, озабочен услышанным, переживаю вместе с тобой, и давай попробуем решить проблему вместе». Потом это, дай Бог, закрепится.

Такие доверительные ежедневные разговоры помогут нашим ребятам выговориться, найти решения более сложных проблем в подростковом, юношеском возрасте, а не копить их внутри себя, ведь это может привести к тем трагическим событиям, что произошли месяц назад в московской школе, когда старшеклассник взял в руки оружие… Можно предположить: этому ребенку в его ближнем кругу не хватало взрослого, которому бы он доверился и рассказал о тех проблемах, что он долгое время, похоже, копил в себе.

Да, сегодня время перенасыщено ритмами событий, обновления технологий, у многих — ростом требований к уровню жизни. Но ведь и ребенок испытывает те же перегрузки, в частности в накоплении информации, которую он не успевает осмыслить. И никто не готов послушать его.
Недавно разговаривала со школьными педагогами: они, сетуя на большое количество отчетности и необходимость заполнения всевозможных формуляров, шутили, что в школе появилась одна лишняя составляющая — ученики. Это была именно шутка: они выбрали эту профессию и дети для них остаются главным.

Беда с родителями: психологи отмечают, что сегодня родители нередко ведут себя так, будто дети в их жизни лишние. Они отодвинуты на задний план: есть, и хорошо, что есть, но нужно успеть сделать и карьеру, и приобрести престижное жилье, и обеспечить высокий уровень жизни... А если не получается, физически не хватает сил и времени? Ответ один: надо подналечь, интенсифицировать усилия, оптимизировать график — какие тут снежинки...

Разговаривайте с детьми! Каждый день, пока они дети.

Людмила МОНАХОВА, директор Новосибирского областного фонда сохранения и развития русского языка «Родное слово», член Общественной палаты Новосибирской области